ЗАДАНИЯ ПО КУРСУ ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
1. Выберите персонаж (из художественного произведения) и отдельную группу (субкультуру) и проведите критериальный анализ на предмет выявления девиантности (особенности личностной или групповой структуры) и дифференциации типа девиантного поведения.
2. Проведите сравнительный анализ социологических, биологизаторских и психологических подходов к пониманию природы девиации. Оцените их релевантность с учетом современных социокультурных особенностей.
3. Ситуационная задача: Девочка, 13 лет. Проживает с мамой и бабушкой. Родители девочки в разводе. Отношения между бывшими супругами – конфликтные. Однако, девочка старается максимально проводить время с отцом и неоднократно высказывала желание (в т.ч. и во время судебного разберательства) постоянно проживать с ним, но мать против. С матерью отношения конфликтные, т.к. она против общения дочери с отцом (оба родителя «благополучные»: трудоустроены, социально и материально обеспечены, ведут трезвый образ жизни). Девочка неоднократно задерживалась полицией за осуществление «закладок» (тайное размещение порций наркотиков с целью последующей продажи и передачи). Свое деликвентное поведение объясняет мотивами, не связанными с материальными проблемами. В поведении: агрессивна, демонстративна, склонна к эпатажу, интеллектуально сохранна. Органами опеки рекомендовано посещение психолога. Определите тип и структуру девиантного поведения, а также – «ключевые опорные точки» психологической интервенции подростка.
4. Проанализируйте природу таких девиаций, как наркомания, подростковая проституция, буллинг с позиций экзистенциального и реакционисткого подходов. Выделите основные направления психологической коррекции данных типов девиации, с учетом ключевых положений.
5. Ситуационная задача: Мужчина, 45 лет. В состоянии аффекта, в следствие ДТП ( в котором при наезде погибают его супруга и малолетняя дочь), непосредственно на месте происшествия нападает на сотрудника ГИБДД, овладевает табельным оружием и совершает попытку самоубийства. В дальнейшем, по результатам КППСЭ, признан ограниченно вменяемым и направлен принудительное лечение. Охарактеризуйте поступок с точки зрения наличия (отсутствия) признаков девиантного поведения (тип, факторы, механизмы).
6. Приведите примеры агрессии в структуре насильственного, насильственно-корыстного и корыстного типов преступления. Определите тип агрессии и ее цели.
7. Существуют ли содержательные психологические различия деликвентного поведения в структуре личности ситуативного, случайного и устойчивого видов преступника. Если — да, то какие?
8. Выделите психологические особенности у аддиктов с невротической анорексией и невротической булимией. К какому из этих типов аддикций более свойственен «синдром отличника» и перфекционизм?
9. В каких психологических концепциях невротическая анорексия непосредственно связывается с процессами полового диморфизма, сексуальной идентификации и схемой тела? Какова содержательная сущность данной связи?
10. Является ли современный феномен «блоггерства» одним из видов нехимической зависимости? Обоснуйте ответ, отталкиваясь от признаков и критериев девиаций.
11. В чем заключается психологическая сущность синдромов «Мартина Идена» и «Вертера». К какому виду девиантного поведения они относятся?
12. Мальчик, возраст 7 лет. Со слов родителей, отличается повышенной возбудимостью и агрессивностью. В школе неусидчив и агрессивен. Неоднократно уличен в агрессивном поведении в отношении домашних животных, а также – в попытках поджога собственных игрушек. Правомерно ли определение поведения ребенка как девиантного? Содержательно обоснуйте ответ.